sadcrixivan (sadcrixivan) wrote,
sadcrixivan
sadcrixivan

Categories:

Воспоминания переживших китайское бинтование ног

Оригинал статьи находится здесь. Нельзя не напомнить о другой, уже «классической» статье о бинтовании ног:

Андреа Дворкин «Гиноцид или китайское бинтование ног»


Страдания ради красоты – знакомая концепция для большинства женщин, которые окрашивают волосы на голове, выдирают или сбривают волосы на теле, втискивают ноги в неудобные туфли на высоких каблуках или даже изменяют свою анатомию хирургическими операциями. Миллионы китайских женщин заходили еще дальше – их ноги бинтовали таким образом, чтобы превратить их в высоко ценимые «золотые лотосы в три дюйма».

Бинтование ног впервые было запрещено в 1912 году, но многие продолжали бинтовать ноги дочерям втайне. Некоторые из переживших эту варварскую практику до сих пор живут в Лиюкуне – деревне южной провинции Китая Юннань.

Ван Лифэн было лишь семь лет, когда ее мать начала бинтовать ей ноги. Она ломала ей кости пальцев ног, а потом привязывала их снизу к ступне бинтами. После смерти матери Ван продолжила сама бинтовать свои ноги, пока пальцы ног и пятка не сомкнулись. Сейчас Ван 79 лет, и она больше не помнит о боли.

«Молодые кости мягкие»

«Поскольку я бинтовала собственные ноги, я могла обращаться с ними очень нежно, пока кости не ломались. Молодые кости мягкие, их легко ломать», - рассказывает она.

В то время забинтованные ноги означали более высокий социальный статус. «Большеногая» женщина не могла рассчитывать на замужество с богатым мужчиной. В случае Ван, родители ее мужа потребовали от свахи, чтобы она нашла их сыну невесту с крошечными ножками. Только после свадьбы, когда она впервые встретилась со своим новым мужем, она узнала, что он злоупотребляет опиумом. С жизнью на крошечных забинтованных ногах и мужем, зависящим от опиума, она оказалась человеком другой эпохи. Именно так описывает этих женщин писатель Янг Янг в своей книге о них.

«Эти женщины застряли между двумя эрами, - говорит Янг. – Во времена их молодости бинтование ног уже было запрещено, так что они бинтовали ноги втайне. Когда к власти пришли коммунисты, изменились способы производства. Они были вынуждены заняться сельским хозяйством, но они были физически неприспособленны к нему».

Последние из немногих

Рядом с храмом в Лиюкуне пожилые женщины сидят, болтая, некоторые вытянули под солнцем свои миниатюрные ноги. Семь лет назад в деревне еще жили около 300 женщин с забинтованными ногами. Однако с тех пор многие умерли. В старые времена деревня была процветающей благодаря текстильному производству, именно поэтому многие семьи бинтовали дочерям ноги. И бинтование ног продолжалось и после запрета 1912 года.

Джоу Гуйджен помнит, как обманывали правительственных инспекторов. «Когда приходили люди проверять наши ступни, моя мать бинтовала мои ноги, а затем надевала на них большие туфли, - говорит Джоу. – Когда приходили инспектора, то мы заставляли их поверить, что у меня большие ноги».

Теперь Джоу – хрупкая женщина 86 лет, которая смеется печальным смехом. Она семенит по улице в своих синих шелковых туфлях с узором из фениксов и размышляет о том, как все изменилось. Она родилась в богатой семье и вышла замуж за сказочного богача, но все ее имущество было конфисковано коммунистами.

Сожаление о былом решении

Сейчас она открывает дверь в свою темную, обветшалую, однокомнатную лачугу с земляным полом и бумажными окнами, пропускающими сквозняк. Во времена ее детства ценности внезапно перевернулись с ног на голову. В то время, говорит она, забинтованные ноги были знаком принадлежности к высшему классу. А теперь они лишь символ подчинения женщин.

«Я жалею о том, что бинтовала ноги, - говорит Джоу. – Я не могу танцевать, не могу нормально ходить. Я очень об этом жалею. Однако в те времена, если ты не бинтовала ноги, то тебя никто не взял бы замуж».

Эти «золотые лотосы» - доказательство фетиша ног национальных пропорций, когда скрюченные ступни считались самой запретной и манящей эрогенной зоной. Однако Янг Янг, у матери которого были забинтованные ноги, описывает куда более прозаичную реальность:

«Бинты, которые использовали женщины, были длинной до 10 футов, так что мыть ноги им было крайне трудно, - говорит Янг. – Они мыли их только раз в две недели, так что ступни необычайно сильно воняли. Когда я был маленьким, у меня было очень много свободы, потому что если я плохо себя вел, то моя мать не могла угнаться за мной на своих забинтованных ногах, чтобы поймать и отлупить меня».

Несмотря на искусственно созданную ими же самими инвалидность, эти женщины прекрасно умеют выживать. Ван часто сидит с младенцем соседей, нося пухлого ребенка на спине и одновременно работая по дому. Когда Ван разглядывает свои крошечные туфли, наклоняя голову то в одну, то в другую сторону, очевидно, что она гордится своими маленькими ногами.

Оставшаяся гордость

«В Лиюкуне не найдется ни одной женщины, которая сможет надеть мои туфли, - говорит она. – Когда мое поколение умрет, то люди больше не увидят забинтованных ног, даже если захотят».

Эти женщины даже стали своего рода местными знаменитостями и сформировали танцевальную группу диско на забинтованных ногах, путешествуя по стране. Джоу была звездой труппы, но теперь она слишком стара, чтобы танцевать.

Бинтование ног: от символа статуса до символа подчинения

Легенда связывает традицию бинтования ног с династией Шан (1700-1027 год до н. э.). Императрица Шан была косолапой, поэтому она потребовала, чтобы всем придворным женщинам бинтовали ноги.

Однако историческая хроника династии Сонь (960-1279 год до н. э.) связывает бинтование ног с правлением Ли Ю, который правил одним районом Китая между 981 и 975 годом. Говорилось, что он был сильно увлечен своей наложницей, Яо Нинь – талантливой танцовщицей, которая забинтовала свои ступни так, чтобы они напоминали полумесяцы, и исполнила «танец лотосов».

Во время последующих династий бинтование ног стало чрезвычайно популярным и распространилось среди всех богатых семей, а не только придворных. В дальнейшем практика перешла из городов в деревни, где быстро поняли, что бинтование ног маленьким девочкам может стать их паспортом для социальной мобильности и увеличению богатства.

Когда маньчжурская династия пришла к власти в 1644 году, они попытались запретить эту практику, но совершенно безуспешно. Первый комитет по борьбе с бинтованием ног был создан в Шанхае британским священником в 1874 году.

Однако законодательно практика была запрещена только в 1912 году, когда императорская династия уже была свергнута революцией. Начиная с 1915 года правительственные инспекторы штрафовали тех, кто продолжал бинтовать ноги девочкам. Несмотря на эти меры в некоторых регионах страны до сих пор продолжали бинтовать ноги.

Когда в 1949 году к власти пришли коммунисты, они ввели собственный запрет на бинтование ног. Согласно американскому автору Уильяму Росси, написавшему книгу «Сексуальная жизнь ступни и туфли», от 40% до 50% китайских женщин имели забинтованные ноги в 19 веке. Среди высших классов эта цифра достигала 100%.

По некоторым оценкам не менее 2 миллиардов китайских женщин ломали кости и бинтовали ноги, чтобы добиться физического совершенства через агонию. Писатель Янг Янг говорит, что для женщин забинтованные ноги были символом статуса, и «правильная» внешность поддерживала честь всего их клана.

«Некоторые замужние женщины с забинтованными ногами вставали посредине ночи, чтобы приступить к своему туалету и гарантировать, что в дневное время они будут хорошо выглядеть», - говорит он.

В Лиюкуне практика продолжалась так долго из-за экономического процветания – обитателям нужны были внешние признаки богатства, в том числе, дочери с забинтованными ногами.

Некоторые ученые говорят, что бинтование ног сыграло очень важную роль в укреплении подчиненного положения женщин. В результате этой практики женщины гораздо больше зависели от своих мужчин. Их способность передвигаться была сильно ограничена, что также должно было оберегать их целомудрие – женщина с забинтованными ногами физически не могла уйти далеко от дома.

Широкое распространение получило мнение, что «золотые лотосы в три дюйма» являются главной эрогенной зоной женщины. Порнографические книги упоминали о 48 вариантах любовной игры с забинтованными ногами женщины. А для несчастных женщин, заплативших непомерно высокую цену за свою красоту, вариантов было не так уж много.

Жительница деревни Ван Лифэн описывает свое собственное отношение к практике в детстве: «Я не хотела бинтовать свои ноги, но вся деревня говорила, что я должна это делать. Вот я и делала».

По словам Джоу Гуйджен: «В те временя у всех были забинтованные ноги. Если вы их не бинтовали, то могли рассчитывать только на брак с бедняком из этнического меньшинства».

Эти женщины калечили собственные ноги ради своего будущего, но согласно Янг Янгу, именно это стало трагедией их жизни. С конца 1950 годов большинству женщин с забинтованными ногами пришлось заняться физическим трудом – копать котолваны, например. Работа была слишком тяжела и для обычных женщин, но для тех, кто стоял на крошечных, изуродованных ногах, она была настоящей пыткой.

Семьи таких женщин страдали от недостатка еды, поскольку они не могли выполнить рабочую квоту и не могли отправляться в горы за овощами и фруктами как остальные матери.

«Их крошечные ноги обрекли их на трагическую судьбу», - говорит Янг.
Tags: жизнь женщин, отношение к внешности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments